Российский рынок автобусов
Отечественное производство
Производство автобусов в России стабильно растет: в 2007 г. выпущены около 88 тыс. автобусов – это почти в два раза больше, чем в 1998 г. В России насчитываются 19 производителей автобусов, крупнейшие из которых: ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ и новый завод РЗГА.
Классификация автобусов
По назначению автобусы подразделяются на следующие виды: экспедиционные, вездеходы, городские, грузовые, служебные, междугородные, аэродромные, автобусы связи, пригородные, ритуальные, местного сообщения, спальные, тропические, туристические, подземные, школьные и экскурсионные.
По длине: микроавтобусы (до 5 м), малые (6-7,5 м), средние (8-9,5 м), большие (10,5-11 м), особо большие (свыше 11,5 м).
По конструкции и компоновке: переднемоторные, заднемоторные, центральномоторные, капотной компоновки, бескапотной компоновки, низкопольные, высокопольные, одиночные, сочлененные, полутораэтажные, двухэтажные, двухпостовые, терминальные, полуприцепы, прицепы.
Комфортабельность туристических автобусов классифицируется количеством звезд, которых может быть от одной до пяти. Простой автобус без туалета, холодильника, видеомонитора, с простыми по конструкции сиденьями без регулировок и с ограниченным пространством между последовательно стоящими креслами получает три звезды. Пятизвездные автобусы имеют большое расстояние между креслами, электроприводы, индивидуальные блоки управления климатом, мультимедиа и туалет. Главный параметр – шаг установки регулируемых кресел – расстояние между задними поверхностями подушек последовательно стоящих друг за другом сидений. Соответственно (от одной до пяти звезд) оно должно быть не менее 68, 72, 77, 83 и 90 см. Рынок туристических автобусов в России растет. Это связано с появлением новых туристических компаний, закупающих туристические автобусы.
ГАЗ
Автомобильный завод «ГАЗ» выпускает широкий ассортимент автомобильной техники: грузовые и легковые автомобили, автобусы, спецтехнику и запасные части. С 2005 г. входит в Группу «ГАЗ» – крупнейший автомобилестроительный холдинг, в составе которого четыре автобусных завода – ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, и другие автозаводы. Доля ГАЗ в российском производстве автобусов в 2007 г. составила 44%. Годовой объем производства автобусов в 2007 г. составил более 38 тыс. шт. В настоящее время завод выпускает только микроавтобусы «Газель» и «Соболь».
УАЗ
Ульяновский автомобильный завод производит полноприводную технику: внедорожники, легкие грузовики и микроавтобусы. Микроавтобусы предприятия предназначены для перевозки пассажиров по всем видам дорог и бездорожью, имеет от 6 до 11 мест в салоне. С 2005 г. УАЗ репозиционирует свой бренд: вместо прежнего слогана «УАЗ – победители бездорожья» появился «УАЗ – Природа Движения» (для зарубежных рынков «UAZ – Natural Drive»), вместо бело-голубой палитры при изображении логотипов и слоганов используются зелено-бежевые цвета. Доля УАЗ в российском выпуске автобусов составляет 21%. В 2007 г. завод произвел более 18 тыс. автобусов.
ПАЗ
Павловский автобусный завод является основным производителем малых автобусов в России. В 2007 г. завод произвел более 15 тыс. автобусов, доля в российском производстве составляет 17%. Доля экспорта в общем объеме продаж достигает 20%.
Завод имеет сертификат соответствия системе менеджмента качества ISO-9001 в отношении разработки, производства, гарантийного и сервисного обслуживания автобусов.Производственная линейка автобусов малого класса имеет более 30 модификаций. Ежегодный выпуск заводом малых автобусов составляет более 12 тыс. ед. – 80% годового производства по стране. За последние годы на ПАЗ разработаны и запущены в производство новые современные автобусы, а также запущен проект «Аврора» по производству автобусов среднего класса для пригородных и междугородных перевозок.
КАвЗ
Курганский автобусный завод основан в 1958 г. и традиционно специализировалсяна выпуске автобусов малой вместимости (от 21 до 30 мест). В настоящее время КАВЗ специализируется на выпуске автобусов средней вместимости длиной 8-10 м. Основные виды выпускаемых автобусов: автобусы малого класса на шасси ГАЗ, Автобусы малого класса на шасси ЗИЛ, Автобусы среднего класса ПАЗ-4230 «Аврора». В 2007 г. завод выпустил 4093 автобусов.
ЛиАЗ
Ликинский автобусный завод производит пассажирские автобусы с 1959 г. Сегодня ЛиАЗ – современное предприятие, обладающее технологией серийного производства больших городских автобусов с применением передовых технологий, обеспечивающих выпуск продукции, соответствующей европейским стандартам. Предприятие оснащено производственным оборудованием европейских компаний. С 2000 г. разработаны новые модели городских автобусов и начато производство городских автобусов большой вместимости и пригородных автобусов. Идет подготовка производства низкопольных городских автобусов. В 2007 г. завод выпустил 2958 автобусов.
РЗГА
Ростовский завод грузовых автомобилей (РЗГА) образован в 2005 г. Завод создавался для производства автобусов различного класса и тягачей. В феврале 2006 г. было подписано лицензионное соглашение с компанией Hyundai Motor Company о промышленной сборке в России автобусов малого и среднего класса и седельных тягачей. Планируемая мощность завода составляет 35 тыс. ед. техники в год. Уже в 2007 г. будет налажено массовое производство всех трех моделей: автобуса малого класса Hyundai County, городского и пригородного автобуса среднего класса Hyundai Aero Town (в двух версиях по длине и вместимости) и седельного тягача Hyundai HD 450. Объем производства будет постепенно расти до 2010 г. В 2007 г. РЗГА произвел 3370 автобусов.
Импорт автобусов
Основные иностранные производители автобусов даны в табл. 1. Многие производители делают свои автобусы на шасси фирм Mercedes-Benz, MAN, Volvo и Scania.
Табл. 1. Основные иностранные производители автобусов
марка | страна | присутствие на российском рынке |
МАЗ | Беларусь | есть |
ЛАЗ | Украина | есть |
MAN | Германия | есть |
Mercedes-Benz | Германия | есть |
Neoplan | Германия | есть |
Setra | Германия | есть |
Volvo | Швеция | есть |
Scania | Швеция | есть |
Jonckheere | Бельгия | есть |
Van Hool | Бельгия | есть |
APTS | Голландия | нет |
Bova | Голландия | есть |
Berkhof | Голландия | есть |
DAF | Голландия | есть |
Den Oudsten | Голландия | нет |
Castrosua | Испания | нет |
Irizar | Испания | есть |
Ayats | Испания | есть |
Beulas | Испания | есть |
Noge | Испания | есть |
Sunsundegui | Испания | есть |
UNVI | Испания | нет |
Hispano Carrocera | Испания | нет |
Carrocerias Ayats | Испания | нет |
Barbi | Италия | нет |
Breda Menarinibus | Италия | нет |
De Simon | Италия | нет |
Iveco | Италия | есть |
Fast Concept Car | Франция | нет |
Heuliez | Франция | есть |
Renault | Франция | есть |
Ikarus | Венгрия | есть |
Kraftex KFT | Венгрия | нет |
Autosan | Польша | нет |
Solaris | Польша | есть |
Jelcz | Польша | нет |
Irisbus | Чехия | есть |
Karosa | Чехия | есть |
SOR | Чехия | есть |
Ikarbus | Сербия | есть |
Ford Otosan | Турция | нет |
Otoyol | Турция | нет |
Temsa | Турция | есть |
Daewoo | Южная Корея | есть |
Hyundai | Южная Корея | есть |
KIA | Южная Корея | есть |
Ssang Yong | Южная Корея | есть |
Anda | Китай | нет |
Ankai | Китай | есть |
Beijing General Coach | Китай | нет |
FAW Bus And Coach | Китай | есть |
Feidie Automobile | Китай | нет |
Golden Dragon Bus | Китай | есть |
Hengshan Auto | Китай | нет |
Higer | Китай | есть |
Jingtong | Китай | нет |
King Long | Китай | есть |
Mudan | Китай | есть |
North | Китай | нет |
Shen Long | Китай | есть |
Shaolin Auto | Китай | есть |
Shenyang Feilong | Китай | нет |
Shuchi | Китай | есть |
Sunwin | Китай | нет |
Xinxin Holding | Китай | нет |
Yutong | Китай | есть |
Zhong Tong | Китай | есть |
Zonda | Китай | есть |
Источник: ABARUS Market Research
Табл. 2. Ввоз автобусов большого класса в Россию
марка | городские | междугородные | туристические | всего в 2007 г. | всего в 2006 г. |
Higer | 454 | 110 | 154 | 718 | 0 |
МАЗ | 550 | 104 | 36 | 690 | 514 |
Mercedes-Benz | 2 | 550 | 23 | 575 | 73 |
Golden Dragon | 453 | 54 | 63 | 570 | 166 |
Zhong Tong | 140 | 12 | 5 | 157 | 0 |
Yutong | 14 | 0 | 121 | 135 | 53 |
Scania | 122 | 8 | 0 | 130 | 168 |
MAN | 30 | 80 | 20 | 130 | 22 |
Karosa | 0 | 43 | 16 | 59 | 34 |
Mudan | 40 | 0 | 12 | 52 | 84 |
SOR | 0 | 51 | 0 | 51 | 25 |
Hyundai | 23 | 0 | 17 | 40 | 84 |
Shen Long | 3 | 23 | 10 | 36 | 0 |
Neoplan | 0 | 0 | 21 | 21 | 11 |
Temsa | 0 | 0 | 16 | 16 | 10 |
Ikarbus | 1 | 7 | 8 | 16 | 7 |
King Long | 0 | 0 | 15 | 15 | 87 |
Setra | 0 | 0 | 13 | 13 | 0 |
Daewoo | 4 | 0 | 3 | 7 | 11 |
ЛАЗ | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
прочие | 2 | 25 | 25 | 52 | 75 |
итого новых | 1838 | 1067 | 579 | 3484 | 1424 |
подержанные | н/д | н/д | н/д | 1899 | 3036 |
итого всех | - | - | - | 5383 | 4460 |
Источник: «Авторевю» №401 по данным таможенной статистики
Импорт автобусов большого класса за 2006-2007 гг. увеличился с 4460 до 5383 шт. Значительно сократился импорт подержанных автобусов, такое резкое сокращение связано с запретом на импорт и производство автомобильной техники, не соответствующей экологическим нормам Евро-3. В результате импорт новых автобусов восполнил недостающий спрос. Китайские автобусы Higer занимают 1-место по поставкам. Другие китайские автобусы (Higer, Golden Dragon, Zhong Tong, Yutong) занимают значительную долю импорта.
Рис.10. Доли различных марок в импорте новых автобусов большого класса в 2007 г.
Источник: таможенная статистика
Доля китайских марок в импорте новых автобусов большого класса составляет 48% в 2007 г. и, скорее всего, будет расти, т.к. далеко не все китайские марки вышли на российский рынок. Сами китайские производители рассматривают российский рынок автобусов как один из основных. Важнейшим преимуществом китайских автобусов является цена.
Рис.11. Доля китайских марок в импорте новых автобусов большого класса в 2007 г.
Источник: таможенная статистика
Higer
Завод Higer основан в 1998 г. на сегодня является ведущим производителем городских и туристических автобусов в Китае и вторым в мире. Завод рассчитан на выпуск 18 тыс. автобусов в год. Созданы свыше 50 серий и более 300 моделей пассажирского транспорта, туристических и городских автобусов. В 2006 г. Higer запустил совместный проект с компанией Scania по производству высококлассного туристического автобуса Scania-Higer A80. Автобусы Higer поставляются в более чем 30 стран мира, включая европейский, американский, африканский, юго-восточный азиатский и ближневосточный регионы. Объем продаж компании в 2006 г. составил примерно 3 млрд долл. Линейка из семи автобусов представлена на российском рынке. Все они были адаптированы под российские условия эксплуатации и прошли полную сертификацию.