Автобусы, микроавтобусы, спецтранспорт

ВСЕ-АВТОБУСЫ.РУ

Самый полный и подробный каталог автобусов, микроавтобусов и спецтранспорта для перевозки пассажиров.

Российский рынок автобусов

11.jpg Отечественное производство

Производство автобусов в России стабильно растет: в 2007 г. выпущены около 88 тыс. автобусов – это почти в два раза больше, чем в 1998 г. В России насчитываются 19 производителей автобусов, крупнейшие из которых: ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ЛИАЗ и новый завод РЗГА.

Классификация автобусов

По назначению автобусы подразделяются на следующие виды: экспедиционные, вездеходы, городские, грузовые, служебные, междугородные, аэродромные, автобусы связи, пригородные, ритуальные, местного сообщения, спальные, тропические, туристические, подземные, школьные и экскурсионные.

По длине: микроавтобусы (до 5 м), малые (6-7,5 м), средние (8-9,5 м), большие (10,5-11 м), особо большие (свыше 11,5 м).

По конструкции и компоновке: переднемоторные, заднемоторные, центральномоторные, капотной компоновки, бескапотной компоновки, низкопольные, высокопольные, одиночные, сочлененные, полутораэтажные, двухэтажные, двухпостовые, терминальные, полуприцепы, прицепы.

Комфортабельность туристических автобусов классифицируется количеством звезд, которых может быть от одной до пяти. Простой автобус без туалета, холодильника, видеомонитора, с простыми по конструкции сиденьями без регулировок и с ограниченным пространством между последовательно стоящими креслами получает три звезды. Пятизвездные автобусы имеют большое расстояние между креслами, электроприводы, индивидуальные блоки управления климатом, мультимедиа и туалет. Главный параметр – шаг установки регулируемых кресел – расстояние между задними поверхностями подушек последовательно стоящих друг за другом сидений. Соответственно (от одной до пяти звезд) оно должно быть не менее 68, 72, 77, 83 и 90 см. Рынок туристических автобусов в России растет. Это связано с появлением новых туристических компаний, закупающих туристические автобусы.

ГАЗ

21.jpgАвтомобильный завод «ГАЗ» выпускает широкий ассортимент автомобильной техники: грузовые и легковые автомобили, автобусы, спецтехнику и запасные части. С 2005 г. входит в Группу «ГАЗ» – крупнейший автомобилестроительный холдинг, в составе которого четыре автобусных завода – ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, и другие автозаводы. Доля ГАЗ в российском производстве автобусов в 2007 г. составила 44%. Годовой объем производства автобусов в 2007 г. составил более 38 тыс. шт. В настоящее время завод выпускает только микроавтобусы «Газель» и «Соболь».

УАЗ

211.jpgУльяновский автомобильный завод производит полноприводную технику: внедорожники, легкие грузовики и микроавтобусы. Микроавтобусы предприятия предназначены для перевозки пассажиров по всем видам дорог и бездорожью, имеет от 6 до 11 мест в салоне. С 2005 г. УАЗ репозиционирует свой бренд: вместо прежнего слогана «УАЗ – победители бездорожья» появился «УАЗ – Природа Движения» (для зарубежных рынков «UAZ – Natural Drive»), вместо бело-голубой палитры при изображении логотипов и слоганов используются зелено-бежевые цвета. Доля УАЗ в российском выпуске автобусов составляет 21%. В 2007 г. завод произвел более 18 тыс. автобусов.

ПАЗ

31.jpgПавловский автобусный завод является основным производителем малых автобусов в России. В 2007 г. завод произвел более 15 тыс. автобусов, доля в российском производстве составляет 17%. Доля экспорта в общем объеме продаж достигает 20%.

Завод имеет сертификат соответствия системе менеджмента качества ISO-9001 в отношении разработки, производства, гарантийного и сервисного обслуживания автобусов.Производственная линейка автобусов малого класса имеет более 30 модификаций. Ежегодный выпуск заводом малых автобусов составляет более 12 тыс. ед. – 80% годового производства по стране. За последние годы на ПАЗ разработаны и запущены в производство новые современные автобусы, а также запущен проект «Аврора» по производству автобусов среднего класса для пригородных и междугородных перевозок.

КАвЗ

41.jpgКурганский автобусный завод основан в 1958 г. и традиционно специализировалсяна выпуске автобусов малой вместимости (от 21 до 30 мест). В настоящее время КАВЗ специализируется на выпуске автобусов средней вместимости длиной 8-10 м. Основные виды выпускаемых автобусов: автобусы малого класса на шасси ГАЗ, Автобусы малого класса на шасси ЗИЛ, Автобусы среднего класса ПАЗ-4230 «Аврора». В 2007 г. завод выпустил 4093 автобусов.

ЛиАЗ

51.jpgЛикинский автобусный завод производит пассажирские автобусы с 1959 г. Сегодня ЛиАЗ – современное предприятие, обладающее технологией серийного производства больших городских автобусов с применением передовых технологий, обеспечивающих выпуск продукции, соответствующей европейским стандартам. Предприятие оснащено производственным оборудованием европейских компаний. С 2000 г. разработаны новые модели городских автобусов и начато производство городских автобусов большой вместимости и пригородных автобусов. Идет подготовка производства низкопольных городских автобусов. В 2007 г. завод выпустил 2958 автобусов.

РЗГА

61.jpgРостовский завод грузовых автомобилей (РЗГА) образован в 2005 г. Завод создавался для производства автобусов различного класса и тягачей. В феврале 2006 г. было подписано лицензионное соглашение с компанией Hyundai Motor Company о промышленной сборке в России автобусов малого и среднего класса и седельных тягачей. Планируемая мощность завода составляет 35 тыс. ед. техники в год. Уже в 2007 г. будет налажено массовое производство всех трех моделей: автобуса малого класса Hyundai County, городского и пригородного автобуса среднего класса Hyundai Aero Town (в двух версиях по длине и вместимости) и седельного тягача Hyundai HD 450. Объем производства будет постепенно расти до 2010 г. В 2007 г. РЗГА произвел 3370 автобусов.

Импорт автобусов

Основные иностранные производители автобусов даны в табл. 1. Многие производители делают свои автобусы на шасси фирм Mercedes-Benz, MAN, Volvo и Scania.

Табл. 1. Основные иностранные производители автобусов

марка страна присутствие на российском рынке
МАЗ Беларусь есть
ЛАЗ Украина есть
MAN Германия есть
Mercedes-Benz Германия есть
Neoplan Германия есть
Setra Германия есть
Volvo Швеция есть
Scania Швеция есть
Jonckheere Бельгия есть
Van Hool Бельгия есть
APTS Голландия нет
Bova Голландия есть
Berkhof Голландия есть
DAF Голландия есть
Den Oudsten Голландия нет
Castrosua Испания нет
Irizar Испания есть
Ayats Испания есть
Beulas Испания есть
Noge Испания есть
Sunsundegui Испания есть
UNVI Испания нет
Hispano Carrocera Испания нет
Carrocerias Ayats Испания нет
Barbi Италия нет
Breda Menarinibus Италия нет
De Simon Италия нет
Iveco Италия есть
Fast Concept Car Франция нет
Heuliez Франция есть
Renault Франция есть
Ikarus Венгрия есть
Kraftex KFT Венгрия нет
Autosan Польша нет
Solaris Польша есть
Jelcz Польша нет
Irisbus Чехия есть
Karosa Чехия есть
SOR Чехия есть
Ikarbus Сербия есть
Ford Otosan Турция нет
Otoyol Турция нет
Temsa Турция есть
Daewoo Южная Корея есть
Hyundai Южная Корея есть
KIA Южная Корея есть
Ssang Yong Южная Корея есть
Anda Китай нет
Ankai Китай есть
Beijing General Coach Китай нет
FAW Bus And Coach Китай есть
Feidie Automobile Китай нет
Golden Dragon Bus Китай есть
Hengshan Auto Китай нет
Higer Китай есть
Jingtong Китай нет
King Long Китай есть
Mudan Китай есть
North Китай нет
Shen Long Китай есть
Shaolin Auto Китай есть
Shenyang Feilong Китай нет
Shuchi Китай есть
Sunwin Китай нет
Xinxin Holding Китай нет
Yutong Китай есть
Zhong Tong Китай есть
Zonda Китай есть

Источник: ABARUS Market Research

Табл. 2. Ввоз автобусов большого класса в Россию

марка городские междугородные туристические всего в 2007 г. всего в 2006 г.
Higer 454 110 154 718 0
МАЗ 550 104 36 690 514
Mercedes-Benz 2 550 23 575 73
Golden Dragon 453 54 63 570 166
Zhong Tong 140 12 5 157 0
Yutong 14 0 121 135 53
Scania 122 8 0 130 168
MAN 30 80 20 130 22
Karosa 0 43 16 59 34
Mudan 40 0 12 52 84
SOR 0 51 0 51 25
Hyundai 23 0 17 40 84
Shen Long 3 23 10 36 0
Neoplan 0 0 21 21 11
Temsa 0 0 16 16 10
Ikarbus 1 7 8 16 7
King Long 0 0 15 15 87
Setra 0 0 13 13 0
Daewoo 4 0 3 7 11
ЛАЗ 0 0 1 1 0
прочие 2 25 25 52 75
итого новых 1838 1067 579 3484 1424
подержанные н/д н/д н/д 1899 3036
итого всех - - - 5383 4460

Источник: «Авторевю» №401 по данным таможенной статистики

Импорт автобусов большого класса за 2006-2007 гг. увеличился с 4460 до 5383 шт. Значительно сократился импорт подержанных автобусов, такое резкое сокращение связано с запретом на импорт и производство автомобильной техники, не соответствующей экологическим нормам Евро-3. В результате импорт новых автобусов восполнил недостающий спрос. Китайские автобусы Higer занимают 1-место по поставкам. Другие китайские автобусы (Higer, Golden Dragon, Zhong Tong, Yutong) занимают значительную долю импорта.

Рис.10. Доли различных марок в импорте новых автобусов большого класса в 2007 г.

10.jpg

Источник: таможенная статистика

111.jpgДоля китайских марок в импорте новых автобусов большого класса составляет 48% в 2007 г. и, скорее всего, будет расти, т.к. далеко не все китайские марки вышли на российский рынок. Сами китайские производители рассматривают российский рынок автобусов как один из основных. Важнейшим преимуществом китайских автобусов является цена.

Рис.11. Доля китайских марок в импорте новых автобусов большого класса в 2007 г.

12.jpg

Источник: таможенная статистика

Higer

13.jpgЗавод Higer основан в 1998 г. на сегодня является ведущим производителем городских и туристических автобусов в Китае и вторым в мире. Завод рассчитан на выпуск 18 тыс. автобусов в год. Созданы свыше 50 серий и более 300 моделей пассажирского транспорта, туристических и городских автобусов. В 2006 г. Higer запустил совместный проект с компанией Scania по производству высококлассного туристического автобуса Scania-Higer A80. Автобусы Higer поставляются в более чем 30 стран мира, включая европейский, американский, африканский, юго-восточный азиатский и ближневосточный регионы. Объем продаж компании в 2006 г. составил примерно 3 млрд долл. Линейка из семи автобусов представлена на российском рынке. Все они были адаптированы под российские условия эксплуатации и прошли полную сертификацию.